Меню
»

История праздника - 4 ноября День народного Единства

  • 23529 Просмотров
день народного единства

4 ноября — день Казанской иконы Божией Матери — с 2005 года отмечается как День народного единства.


16 декабря 2004 года Госдума РФ приняла одновременно в трех чтениях поправки в Федеральный закон «О днях воинской славы (Победных днях России)». Одной из правок было введение нового праздника — Дня народного единства — и фактическое перенесение государственного выходного дня с 7 ноября (День согласия и примирения) на 4 ноября. Основной причиной переноса, по мнению многих аналитиков, стало желание полностью снять ассоциации с годовщиной Октябрьской социалистической революции (7 ноября 1917 года).

В настоящее время 7 ноября отмечается День воинской славы России — День проведения военного парада на Красной площади в городе Москве в ознаменование двадцать четвертой годовщины Великой Октябрьской Социалистической революции (1941).

В пояснительной записке к проекту закона отмечалось: «4 ноября 1612 года воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе».

Мало кто знает, что еще в 1649 году указом царя Алексея Михайловича день Казанской иконы Божией Матери (22 октября по старому стилю) был объявлен государственным праздником. Кроме того, в начале 20 века 8 мая по старому стилю вспоминали Кузьму Минина, которого еще Петр I назвал «спасителем Отечества».

Позже, из-за революции 1917 года и последующих за ней событий, традиция отмечать освобождение Москвы от польско-литовских интервентов и день кончины Кузьмы Минина прервалась.

Таким образом, можно сказать, что День народного единства не новый праздник, а возвращение к старой традиции.


Однако существует и другое мнение:

В сентябре 2004 года Межрелигиозный совет России, состоящий из лидеров традиционных конфессий страны (православия, ислама, иудаизма и буддизма), выступил с инициативой отмечать 4 ноября на государственном уровне - как общенациональный праздник, объединяющий все народы России. Религиозные лидеры предложили сделать этот день выходным. Члены совета тесно связаны с кремлевской администрацией, и то, что фактически предлагается праздновать памятную дату только одной из конфессий (почему – скажу дальше), их ничуть не смутило.


      После этого в Государственную думу России группой депутатов от "Единой России" был внесен законопроект, по которому праздник 7 ноября - "День согласия и примирения" - будет отменен, а взамен появится "День народного единства", который будет отмечаться 4 ноября. Утверждается, что в этот день в 1612 году всероссийское земское ополчение Минина и Пожарского освободило Москву от польских оккупантов, имея с собой в обозе список иконы Казанской Божией матери, благодаря которому и удалось одержать победу. Событие даже не времен очаковских и покоренья Крыма. И много ли россиян сегодня навскидку вспомнят, чем именно славен день 4 ноября? И почему именно его мы должны отмечать как День народного единства?


      Конечно, освобождение Москвы от польского гарнизона, состоявшего, кстати сказать, почти исключительно из немцев-наемников, сыграло определенную роль в становлении российского государства, но значение этого события не стоит преувеличивать. К тому времени поляки давно уже поняли, что установить контроль над Русью, по которой рыскали не только ополченцы Минина и Пожарского, но и многочисленные разбойничьи отряды, именуемые казаками, не удастся, и вполне удовлетворились захватом Смоленска и некоторых других пограничных земель. В Польше тоже начались внутренние раздоры, и гарнизон в Москве был брошен на произвол судьбы. Кстати сказать, хотя он согласился на почетную капитуляцию с гарантией сохранения жизни, мало кто из захваченных в Москве немцев, поляков и литовцев вернулся на родину - большинство было убито казаками или умерло от голода.


      Куда более значимым событием в истории русской государственности стало избрание Земским собором на царство первого монарха новой династии Михаила Романова, состоявшееся 3 марта (21 февраля по старому стилю) 1613 года. Однако выбор этой даты в качестве нового красного дня календаря слишком явно подчеркнул бы монархические симпатии нынешней власти. Но почему все-таки выбрали 4 ноября 1612 года, а не, допустим, 8 сентября 1380 года – день Куликовской битвы, - или 7 сентября 1812 года – день Бородинского сражения, - или любую другую славную дату отечественной военной истории?


      Конечно, сыграла свою роль календарная близость к отменяемому празднику 7 ноября. Но, думаю, главное тут в идеологическом содержании нового праздника, где скрыто присутствуют и самодержавие (взятие Москвы стало прологом к воцарению Романовых), и народность (народное ополчение), и православие (4 ноября празднуется как день иконы Казанской Божией матери). Именно в правление Романовых была создана Российская империя. А сейчас в наших правящих кругах очень популярна идея возрождения империи, пусть и без императора. При всем своем желании возродить советские традиции (назначаемые губернаторы – чем не секретари обкомов, теперь только "Единой России"?), Путин и его приближенные не очень-то чтят память об Октябрьской революции, вот и хотят избавиться от 7 ноября. И то сказать - какой это День национального примирения, если он напоминает о перевороте, расколовшем общество и установившем в России один из самых жестоких в мире тоталитарных режимов. Только замена получается больно уж нелепая.


      Депутат Госдумы от "Единой России" Валерий Рязанский, один из авторов законопроекта, объясняет необходимость празднования Дня народного единства 4 ноября тем, что "это символическая дата, сигнализирующая об окончании смуты". Здесь депутат лукавит. Смута в России формально кончилась с избранием на царство Михаила Романова, но, как уже говорилось, провозглашение даты этого события государственным праздником будет расценено в стране и мире как первый шаг к восстановлению монархии и превращению Путина в нового царя. Сегодня, считает г-н Рязанский, в России настало такое время, когда народ должен сплотиться перед лицом террористической угрозы, "как сплотился в 1941 году против фашистов, как в 1812-м против французских войск и в 1612-м против польских интервентов". По словам парламентария, есть необходимость "продлить историческую память не на один, а на несколько веков назад... возродить объединяющее начало, общее для людей с разными политическими взглядами".


      Но не может народ сплотиться вокруг придуманной даты. 4 ноября (25 октября) 1612 года в Москве вообще ничего знаменательного не происходило. Достаточно открыть любой подробный курс лекций по истории, чтобы убедиться: в этот день в Москве не было ни освобождения, ни единения, ни победы сил, возглавляемых Мининым и Пожарским. 1 ноября (22 октября) ополченцы и казаки отбили у поляков (точнее, у немцев) Китай-город. А польский гарнизон в Кремле капитулировал только 6 декабря (26 ноября). 4 ноября (22 октября по юлианскому календарю) в этом году празднуется день православной Казанской иконы Божией матери, установленный в честь освобождения Москвы от поляков. Но мы-то живем по григорианскому календарю, поэтому уже в XXII веке этот день будет приходиться на 5 ноября, в XXIII веке – на 6 ноября, и т.д. Какой смысл делать Днем народного единства религиозный праздник только одной из многих конфессий, представленных в Российской Федерации, да еще с плавающей датой?
      Разумеется, новый праздник не вызовет добрых чувств у наших соседей – поляков, литовцев, да и немцев. Но власти это, пожалуй, только в радость – она ностальгирует о временах, когда Литва была в составе СССР, а Польша и ГДР – под советским протекторатом.

Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar